Александра Левкова
VolkoMolko
Производство продуктов для здорового питания и аналогов молочных продуктов без использования компонентов животного происхождения, лактозы, консервантов и вредных растительных жиров. В ассортименте компании веганские сыры и колбасы, ореховое молоко, соевая сгущенка, хумусы и паштеты, ореховое печенье и джемы без сахара.





Масштаб:
В компании работает 30 человек, производство и офис — 400 кв.м., ассортимент составляет 34 позиции, 23 из которых — продукты, разработанные по собственной технологии. Компания самостоятельно занимается разработкой новых растительных продуктов, а также оптовыми поставками в сетевую и региональную розницу. Продукция компании представлена в гипермаркетах «Глобус», «Ашан», онлайн-магазине «Утконос», супермаркетах «Перекресток», «Азбука Вкуса» и многих региональных специализированных магазинах (около 30 российских городов, а также Беларусь и Казахстан).
Значимость:
Первыми на российском рынке разработали и представили ореховые напитки, соевую сгущенку и растительные сыры — продукты, которые востребованы в том числе постящимися и людьми с непереносимостью лактозы. Компания активно участвует в программе фудшеринга, поддерживает веганские ассоциации и стремится к тому, чтобы вся продукция выпускалась в перерабатываемой упаковке.
Доход:
С 2015 года выручка компании выросла в 100 раз.

Александра Левкова, владелица и генеральный директор, занимается организацией процессов, продажами и закупками, маркетингом, производством и финансами
Идея создать VolkoMolko мне пришла 6 лет назад, когда, будучи приверженцем растительной пищи, я столкнулась с нехваткой необходимой для меня продукции. На полках магазинов были только растительные напитки зарубежного производства, при этом аудитория в тематических пабликах искала большего. Начав производство продуктов на собственной кухне (ореховое и соевое молоко, растительные сыры, печенье) и предлагая их друзьям, я столкнулась с большим интересом со стороны аудитории, который вкупе с моим желанием делать вкусную растительную еду напрямую повлияли на решение открыть свой бизнес.
Имея управленческий опыт в коммерческих структурах и навыки продаж, я организовала небольшое производство, нашла магазины и начала поставки продукции. Сарафанное радио помогло сделать продукт и бренд популярным. Продукция, которая так нужна была потребителям, быстро распространилась по специализированным магазинам.
На решение начать бизнес напрямую повлияли желание делать вкусную еду и интерес со стороны аудитории.
Самое ценное для меня — это создание и продвижение растительных продуктов, которые нужны людям. Наши покупатели — веганы, постящиеся, люди с непереносимостью лактозы, люди, придерживающиеся принципов здорового образа жизни. Мы разрабатываем разнообразные растительные продукты и делаем так, чтобы они были доступны в магазинах по всей России. Люди, придерживающиеся традиционного питания, могут не знать, что есть вкусные растительные аналоги, которые позволяют отказаться от продуктов животного происхождения. Между тем растительная пища более экологична для планеты и этична для животного мира.
В определенный момент, когда в компании стало больше десяти человек, я поняла, что это уже не просто проект, где на энтузиазме мы делаем что-то важное для себя, — это уже компания, работники которой планируют свою жизнь и заработок, рассчитывая на работодателя. Социальная ответственность в виде создания рабочих мест и уплаты налогов — это наш вклад в формирование экономики страны.
Социальная ответственность в виде создания рабочих мест и уплаты налогов — это наш вклад в формирование экономики страны.
Глобальных трудностей — три. Во-первых, отсутствие финансов на реализацию всех замыслов. Во-вторых, отсутствие опыта. В-третьих, эмоциональная и психологическая неподготовленность к тем трудностям, которые появляются. Я пять лет занимаюсь этим и каждый день сталкиваюсь со светлыми и с темными сторонами в самой себе. При этом я считаю, что развитие компании зависит напрямую от владельца: если человек хочет развиваться и делает это — компания будет расти вместе с ним. Проблема в том, что для развития нужно хотеть преодолевать трудности и расти. А еще нужна внутренняя сила, чтобы делать это каждый день.
С самого начала я занималась организацией процессов, продажами и закупками. Позже подхватила маркетинг и производство. Недавно — финансы. Мой мир меняется, становится сложнее и интереснее. В силу своего образования (PR) и большого опыта работы в продажах я чувствую себя комфортно в этих сферах, здесь мне проще. В остальных сложнее, и от этого еще интереснее. Год назад я пошла на MBA, потому что поняла, что мне как предпринимателю не хватает базовых управленческих навыков. При этом, повторяю, я уверена, что основной залог успеха — в силе желания делать то, что делаешь.
Я считаю, что развитие компании зависит напрямую от владельца: если человек хочет развиваться и делает это — компания будет расти вместе с ним.
Я считаю, что в предпринимательстве важно быть менее эмоциональным и более рациональным — такими могут быть как женщины, так и мужчины. Тут уже вопрос в том, у кого какие цели. Идейные энтузиасты вряд ли смогут построить бизнес — развитие компании требует от владельца эмоционального роста, взросления, то есть ухода от эмоций в сторону здравого смысла.
Желаю себе, всем женщинам и вообще всем людям внутренней трансформации. Той самой, которая позволяет стать более сильными уравновешенными личностями. Чтобы мы научились принимать взвешенные и рациональные решения, нести ответственность за них и за свою жизнь. Быть осознанными. Чем скорее мы поймем, что наша жизнь и будущее нашей страны зависит от того, что мы думаем и делаем — тем скорее жизнь всех станет лучше. А всем предпринимателям я желаю сил и энергии, чтобы делать бизнес!